В последние годы криптовалюты, такие как Биткойн и Эфириум, перешли из разряда технической новинки в категорию инвестиционных активов, вызывая широкий интерес как у инвесторов, так и у ученых в различных областях, в том числе исламских ученых. В то время как одни исламские ученые считают, что криптовалюты являются халяль (разрешенными), другие утверждают, что они харам (запрещены). Этот вопрос имеет важные последствия для мусульманских инвесторов, которые стремятся придерживаться норм своей веры. Исламские финансовые принципы основываются на строгих руководствах, касающихся торговли, инвестиций и этических норм. Одним из основных принципов является запрет на риба, то есть набывание дохода от займа с лицом, которое подвергается неоправданному риску или спекуляции.
Сторонники мнения о харамности криптовалют утверждают, что криптовалюты подвержены высокой волатильности и риску, что делает их спекулятивными инструментами, не соответствующими нормам исламского финансового права. К числу наиболее известных ученых, утверждающих, что криптовалюты харам, можно отнести шейха Умара Кадру, который является уважаемым экспертом в области исламских финансов. Он указывает на то, что криптовалюты создают риски и неопределенности, которые противоречат основным принципам ислама. По его мнению, человек, который инвестирует в криптовалюты, участвует в спекуляции, что является недопустимым с точки зрения исламских норм. С другой стороны, существует множество ученых, которые утверждают, что криптовалюты могут быть халяль, если они используются с соблюдением принципов шариата.
Эти ученые, в частности, подчеркивают, что сам по себе актив не является харам, и если он используется для законных и этичных целей, его можно считать приемлемым. Например, в инвестициях в стартапы или проекты, направленные на развитие мусульманского общества, криптовалюты могут рассматриваться как инструмент, способствующий продвижению успешных бизнес-идей. Исламские финансовые консультанты также отмечают, что технологии блокчейн, лежащие в основе криптовалют, могут быть использованы для создания прозрачных и этичных систем управления. Некоторые эксперты утверждают, что эти технологии могут быть использованы для улучшения финансового доступа для мусульманских общин и расширения возможностей для новых инновационных решений в области исламских финансов. Исследование, проведенное IslamicFinanceGuru, показало, что мнение о криптовалютах весьма неоднозначно среди исламских ученых.
Некоторые из них подчеркивают важность критической оценки проектов и платформ, связанных с криптовалютами, и призывают к более глубокому пониманию того, как эти технологии могут быть интегрированы в рамки исламского финансового права. Важно помнить, что выбор инвестиционных инструментов требует не только знаний о технологии, но и понимания этических норм ислама. В условиях растущей популярности криптовалют мусульманские инвесторы сталкиваются с необходимостью принимать решения, основываясь на понимании этих различий. Некоторые решают полностью отказаться от инвестиций в криптовалюты, в то время как другие ищут способы использования этих активов с соблюдением норм шариата. В этом контексте важная роль отводится исламским финансовым консультантам, которые могут направить своих клиентов и предложить стратегии для безопасных инвестиций.
Диалог между учеными, практиками и инвесторами продолжается, и, по мере развития технологий и изменения рыночной среды, подход к криптовалютам также может изменяться. Важно, чтобы мусульмане оставались информированными и активно участвовали в обсуждениях, касающихся этих вопросов. На сегодняшний день большинство исламских ученых подчеркивают необходимость вникать в детали проектов, связанных с криптовалютами, и тщательно анализировать их механизмы. Это особенно актуально, поскольку новые формы цифровых активов продолжат появляться, и с ними возникают новые этические и правовые вопросы. Исламские ученые призывают к диалогу о том, как можно адаптировать принципы исламского финансового права к быстро меняющемуся миру технологий.