Консольный бизнес уже на протяжении многих лет вызывает бурные споры и горячие обсуждения. Недавнее объявление о цене консоли PS5 Pro в 700 фунтов стерлингов (около 800 евро) стало настоящей сенсацией и вызвало серьезные вопросы относительно целесообразности создания «Pro» версий игровых консолей. Многие эксперты и геймеры начали ставить под сомнение необходимость презентовать обновленные модели, цена которых достойна самого изысканного оборудования. Сложная экономическая ситуация, с которой в настоящее время сталкивается мир, усугубляется резким ростом цен на компоненты и дефицитом чипов. Данный фактор не мог не отразиться на конечной стоимости нового устройства.
Разработчики PlayStation явно учитывают эти обстоятельства при формировании цены на свою продукцию, но представленный ценник вызывает огромные сомнения на фоне растущих трудностей, с которыми сталкиваются многие люди. На фоне недавних массовых увольнений в индустрии игр и призывов к разработчикам искать альтернативные источники дохода, такие как работа в Uber, цена PS5 Pro выглядит как неуместная шутка. Какой пользователь в здравом уме захочет выкладывать такую сумму за консоль, когда он может приблизительно на ту же сумму прокормить семью? Показательно, что такая установка цены была выбрана именно в момент, когда большинство игроков пытаются сократить свои расходы. Торговля консолями ввязывается в довольно грубо прописанные «игры» в условиях экономики, где основная масса населения ограничена в средствах. Конечно, многие могут возразить, что подобные высокие цены были свойственны и более ранним поколениям консолей.
Однако, если вспомнить такие неудачные проекты, как Neo Geo или Panasonic 3DO, их продажи не достигли даже 5 миллионов единиц. Вопрос о доступности и ценности остается открытым, особенно учитывая, что те же PS4 и PS5 отлично справляются с задачами современной игровой индустрии. Несмотря на технологический прогресс, последняя модель вызывает больше вопросов, чем ответов. Ценность прибавленных новых функций при цене в 700 фунтов стерлингов выглядит незначительной. Например, несомненные улучшения в графике и технике производительности совершенно не оправдываются ростом цен.
Более того, компании, выпускающие игры, сталкиваются с растущим давлением по повышению продаж, что в свою очередь вносит коррективы в процесс разработки и учета затрат. Философский аспект данного вопроса тоже нельзя игнорировать. Проблема заключается в том, что сосредоточение на увеличении количества пикселей, кадров в секунду или терфлопов кажется устаревшей концепцией. Многие из игр, которые ориентированы на максимизацию аппаратных возможностей, не всегда достигают успеха на рынке. Бюджеты разных проектов растут до астрономических величин, и конечные пользователи все чаще задаются вопросом, стоит ли пройтись по этой заведомо рискованной дорожке.
Говоря о психологии пользователей, нельзя забывать и о так называемых «китов». Некоторые компании ориентируются именно на эту категорию покупателей, что в свою очередь ведет к негативным последствиям. Что касается обычных игроков, то дорогие модели становятся для них не только недоступными, но и обременительными в плане морального выбора. Несомненно, существуют разработчики, создающие уникальные и креативные игры, однако большинство из них сталкиваются с проблемами из-за постоянного давления на прибыльность проекта. Как следствие, некоторые обладатели предыдущих моделей могут ощущать себя в замешательстве — их старые консоли вдруг начинают восприниматься как устаревшие.
Неуклонное давление на обновление приводит к ситуации, когда пользователи должны чувствовать необходимость покупать новое устройство каждый раз, когда выходит обновленная версия. Такое поведение было бы приемлемо на рынке смартфонов, однако в мире консолей это порождает недовольство и незащищенность. С другой стороны, рост числа экологически сознательных потребителей требует переосмысленного отношения к производству новой аппаратуры. Объемы выбросов, связанные с производством, распределением и конечной утилизацией консолей, вызывают вопросы об их целесообразности. Будучи общественными участниками, мы должны учитывать влияние своих выборов на окружающую среду, даже когда речь идет о таких безобидных увлечениях, как видеоигры.
В свете этих соображений, концепция «Pro» как таковая начинает выглядеть устаревшей. Нам стоит задуматься, нужно ли нам продолжать в фокусироваться на прогрессе, который не приносит реального удовлетворения. Возможно, стоит задуматься о призыве к изменению подхода и создания консолей, которые больше соответствуют реалиям сегодняшнего дня. Снижение цен и улучшение доступа к аппаратному обеспечению могут стать приоритетом для производителей, а не выпуск еще одной «Pro» версии, которая просто подгоняет хайп вокруг очередного продукта. Наконец, нередки мнения о том, что никто не заставляет нас покупать новую консоль.
Это так, но это также встает вопрос к самой концепции таких устройств. Разве не лучше было бы вместо создания дорогих «Pro» моделей сосредоточить усилия на разработке транзакций и улучшении существующих игровых механизмов? Времена, когда крупные обновления технологии длились десятилетиями, прошли. Рынок нуждается в создании новых идей и более доступных технологий, которые будут служить интересам пользователей, а не только интересам акционеров. В заключение, 700-фунтовая цена на PS5 Pro становится символом, олицетворяющим устаревшую модель развития консолей. Важно поднимать вопросы о значении и нужности таких обновлений, ориентируясь не только на прибыль, но и на нужды простых потребителей.
В мире, где доступность и осознанный выбор становятся критически важными, просто копировать старую модель будет недостаточно. Игровая индустрия должна развиваться считающие только ценовые вещи.