Вопрос о религиозной принадлежности и вере кандидатов в президенты США стал важной темой в преддверии выборов 2024 года. Столкнувшись с двумя значительными фигурами – бывшим президентом Дональдом Трампом и действующим вице-президентом Камалой Харрис – многие американцы задаются вопросом: являются ли они действительно христианами, и как их вера соотносится с их политической деятельностью. Камала Харрис, представляющая Демократическую партию, имеет корни в Баптистской церкви, а также была воспитана с влиянием индийских религиозных традиций, что делает её веру уникальной и многогранной. С другой стороны, Дональд Трамп, который вырос в основной пресвитерианской традиции, начал определять себя как нонденоминационного христианина в конце своего президентского срока. Однако, согласно недавнему исследованию, проведенному Ассоциативным прессом и Центром общественных исследований NORC, лишь 14% американцев считают, что слово «христианин» применимо к этим кандидатам.
Эти цифры могут шокировать многих, особенно учитывая, что Трамп за годы своего правления смог заручиться поддержкой значительного числа белых евангелистов. Примерно 70% членов этой группы положительно относятся к нему, хотя только половина из них считает, что он действительно представляет их верования. Это поднимает интересный вопрос: действительно ли вера является ключевым фактором для его сторонников, или же они предпочитают закрыть на это глаза? Р. Мари Гриффит, профессор религии и политики в Вашингтонском университете в Сент-Луисе, утверждает, что многим из этих сторонников неважно, насколько Трамп религиозен. Они могут рассматривать его как исполнителя богоугодных задач, сосредоточившись на результатах, а не на моральных или этических вопросах.
В данном случае поддержка Трампа рассматривается как необходимость ради достижения более высоких целей, чем простое следование христианским принципам. В то же время Камала Харрис, как представитель Демократической партии, вызывает симпатию среди чернокожих протестантов, где около 75% положительно относятся к ней. Однако даже среди них лишь 40% считают, что слово «христианин» описывает её веру очень или крайне точно. Интересно, что высокие показатели поддержки среди чернокожих протестантов могут объясняться более глубоким пониманием различных религиозных традиций и интерконфессиональных семей. Это показывает, что восприятие религии в политике значительно зависит от культурного контекста.
При этом важно отметить, что ни один из кандидатов не набрал высоких оценок, когда респонденты оценивали их по критериям честности или моральной надежности. Только одна треть опрошенных считает, что эти качества применимы к Харрис, в то время как лишь 15% отозвались о Трампе в этом же ключе. Таким образом, наблюдается некое общее недоверие к политикам как к классу, что может отражать глубокий пессимизм в отношении политической системы в целом. Интересен и тот факт, что даже среди евангелистов, которые обычно склонны поддерживать кандидатов с выраженной христианской позицией, довольно низкие показатели относятся к их мнению о Трампе. Лишь 20% из них считают, что «христианин» описывает его веру очень хорошо.
Профессор Анфея Батлер из Университета Пенсильвании обратила внимание на то, что белые евангелисты рассматривают Трампа как важную фигуру для достижения своих целей, включая его назначение консервативных судей, что, в свою очередь, подтверждает их программы относительно абортов и других социальных вопросов. Однако неожиданно поддержка Харрис среди чернокожих протестантов говорит о том, что она может быть воспринята как более «христианская» кандидатура. Члены этой группы, как правило, имеют более сложное восприятие религиозных вопросов, что может привести к различиям в восприятии религиозной идентичности двух кандидатов. Политические дебаты о религии становятся все более сложными и многогранными. В отличие от привычных стереотипов, новый опрос показал, что многие американцы начинают выводить свои приоритеты за рамки традиционных представлений о христианстве.
Сложные этнические и культурные контексты, в которых находятся кандидаты, также влияют на восприятие избирателей. Таким образом, при всей значимости религии в политике, многие избиратели рассматривают личные качества, готовность к действию и моральную ответственность кандидатов. Как показали результаты опросов, современный избирательный процесс требует от кандидатов адаптации к более сложной и мультикультурной действительности. На фоне предстоящих выборов эти вызовы могут стать решающими для обеих партий. В том числе стоит обратить внимание на то, как кандидаты смогут использовать свою религию как инструмент для привлечения избирателей, а не просто как ярлык, поставленный на них обществом.
Управляя этим баланcом, они могут выиграть голоса как традиционно поддерживающих их групп, так и тех, кто пока сомневается. С учетом всего вышесказанного стоит отметить, что религия в современном американском обществе не только сама по себе является важной, но и используется как инструмент для достижения определенных политических целей. Ожидается, что в преддверии выборов кандидаты будут активнее использовать свои религиозные ценности для привлечения и удержания голосов избирателей. Но вопрос остается открытым: насколько эти ценности действительно будут частью их политической линии, а не просто временным прикрытием.