В Германии, стране с богатой историей и сложным наследием, вопрос о поколениях, наживших состояние на страданиях миллионов, продолжает оставаться на слуху. Одним из наиболее обсуждаемых персонажей последних лет стал Клаус-Михаэль Кюне, доходы которого оцениваются в 44 миллиарда долларов. Его имя ассоциируется не только с промышленным успехом, но и с тёмной страницей истории его семьи, связанной с деятельностью нацистского режима. Клаус-Михаэль Кюне, почётный председатель компании Kuehne + Nagel, вырос в Гамбурге в 1937 году. Под его руководством компания стала крупнейшим экспедитором мира, предлагая услуги по логистике и транспортировке.
Однако, в то время как он наслаждается статусом самого богатого человека в Германии, его семейное наследие погружает нас в мрачные события Второй мировой войны. История семьи Кюне неразрывно связана с расовой политикой нацистов и последствиями, которые она оставила в европейских странах. Отец Клауса, Альфред Кюне, совместно с братом Вернером, изгнали своего еврейского партнёра из бизнеса в 1933 году. Это стало лишь началом их прибыльной деятельности на фоне растущей нацистской власти. Во время войны их компания Kuehne + Nagel занималась транспортировкой артефактов и имущества, украденного у еврейского населения, что вызывало множество вопросов о моральных аспектах подобной деятельности.
Мало кто из интересующихся знает, что именно транспортировка имущества евреев, которые были депортированы в лагеря, принесла семье Кюне баснословное состояние. По данным историков, в период с 1942 по 1944 годы Kuehne + Nagel осуществила почти монопольную деятельность по перевозке украденной мебели и других предметов из Нидерландов, Франции и Бельгии в нацистскую Германию. Кюне, несмотря на свои деньги и влияние, продолжает избегать открытого обсуждения этого вопроса. Публичные заявления его компании о сопутствующих событиях весьма сдержанные. Например, он утверждает, что архивы компании были уничтожены в результате бомбардировок союзников, в то время как архивные исследования показывают наличие значительных объемов документации, относящейся к этому периоду.
Более того, несмотря на возросший интерес общественности и историков к его бизнесу и его роли во время нацистского режима, самой компании никогда не удавалось раскрыть свою историю или провести независимое исследование о её деятельности в те времена. Кюне отказался от опубликования исследования, которое был проведён на основе его собственного заказа в 2014 году, заявив, что его отец «не был нацистом» и отклонив главу, посвящённую событиям периода Второй мировой войны. Однако, как бы Кюне ни пытался скрыть своё наследие, его имя продолжает вызывать споры. В последние годы в Германии наблюдается рост правых антииммиграционных настроений, и такие фигуры, как Клаус-Михаэль Кюне, становятся символом противоречий, связанных с тем, как современные немцы относятся к своему историческому прошлому. Не так давно, в сентябре 2023 года, в Бремене состоялось открытие памятника, посвящённого систематическому разграблению еврейского имущества в период национал-социализма.
Это событие, на которое собралось около 300 человек, подчеркнуло необходимость вспомнить о тех, кто пострадал от действий режима. В центре этого памятника находилась история семьи Маас, которая была вынуждена бежать в эмиграцию, а потом была убита в Освенциме. Внук одного из изгнанных партнеров Кюне выступила с призывом к открытости и честности в отношении исторического прошлого. Эта история отражает не только семейную трагедию, но и проблему молчания и непонимания со стороны тех, кто сегодня имеет возможность изменить ситуацию. Кюне также стал объектом критики за его отказ признать ответственность своей семьи за действия компании в годы нацистского правления.
Специалисты по истории указывают на то, что подобная позиция способствует распространению дезинформации и позволяет revisionist movements переписывать историческое наследие, связанное с нацистами. Тем не менее, уже спустя более чем 70 лет после окончания Второй мировой войны, Кюне продолжает отказываться от необходимости делать шаги к общественному примирению и пониманию. Он справедливо замечает, что после войны прошло много времени, и, возможно, стоит дать ситуации успокоиться. Эта позиция, однако, вызывает злые споры — память о Holocaust не может быть забыта или замолчана. История Клауса-Михаэля Кюне не единственна, но она олицетворяет конфликт между богатством, полученным благодаря тяжёлым временам, и необходимостью открытого обсуждения тех событий, которые сформировали современное общество.