В мире литературы и науки о данных редко обсуждают риски, связанные с азартными играми и венчурным капиталом, но новая книга Нейта Сильвера «На грани: Искусство риска» поднимает эту тему. С одной стороны, это попытка разобраться в менталитете «игроков» - людей, которые делают ставку на свою интуицию и риски. С другой стороны, книга вызывает вопросы о последствиях этой философии и о том, как она может повлиять на общество в целом. Нейт Сильвер, получивший признание благодаря своей книге «Сигнал и шум», изначально был известным предсказателем выборов. Его первая работа была одобрена многими исследователями и аналитиками, поскольку она использовала сложные математические концепции для объяснения, почему одни люди лучше других способны предсказывать будущие события.
Однако, спустя двенадцать лет, Сильвер возвращается с новой книгой, которая, как он сам утверждает, посвящена риску и азарту. «На грани» открывается обзором гигантской индустрии азартных игр, которая в 2022 году достигла 1,3 триллиона долларов в США, при этом американцы потеряли 130 миллиардов долларов в казино и на лотереях. Это впечатляющие цифры, и Сильвер не упускает возможности описать, как казино и букмекерские конторы используют психологические методы для удержания клиентов. Его захватывающие наблюдения о том, как азартные игры повлияли на общество, заставляют задуматься о том, что стоит за этим явлением. Несмотря на блестящие подводки, книга Сильвера вызывает множество вопросов.
В отличие от его предыдущей работы, где он рассматривал различные аспекты предсказания и анализа данных, в «На грани» автор охотно принимает стиль и философию «игроков». Он проводит параллели между миром покера и венчурного капитала, подчеркивая, что успешные рискованные действия часто требуют смелости и проницательности. Однако, как отмечает критик Дэйв Карпф, в книге почти полностью отсутствует критический взгляд на эти явления. Сильвер восхваляет «культуру реки» (Riverian culture), не замечая при этом, что такая идеология может иметь опасные последствия для общества. В то время как он акцентирует внимание на индивидуальных историях успеха, он избегает обсуждения этических и социальных вопросов, которые встают на повестку дня в контексте азартных игр и венчурного капитала.
К примеру, Карпф указывает, что книга в какой-то момент становится похожей на оду, написанную в защиту индустрии азартных игр. Главный аргумент заключается в том, что «умные игроки» выигрывают в системе, которая была специально настроена в их пользу. Но что происходит с остальными, которые остаются без средств к существованию? Каково общественное значение этого нового типа азартных игр, о котором говорит Сильвер? Критики отмечают, что Сильвер, возможно, слишком увлечен своей новой аудиторией — венчурными капиталистами и игорными холдингами, чтобы видеть широкую картину. Индустрия азартных игр и венчурного капитала за последние годы значительно расширилась, но с этим ростом также наблюдается увеличение числа людей, страдающих от зависимости от азартных игр. Сильвер не обращает внимания на негативные последствия этой экспансии, что ставит под сомнение его концептуальный подход.
Кроме того, само построение книги оставляет желать лучшего. Структура выглядит разрозненной: первая часть прославляет инстинкты азартных игроков, вторая часть странствует по истории венчурного капитала и технологий, включая такие громкие имена, как Адам Нойман и Сэм Банкман-Фрид. Каждая тема затрагивается, но часто остаётся без глубокой оценки и анализа. Особое внимание стоит обратить на недостаток обсуждения системного риска в «На грани». Сильвер рассматривает рост азартной экономики как следствие изменений в поведении потребителей, но игнорирует ключевые моменты, почему такая система была создана.
Легализация спортивных ставок в 2018 году и повсеместное распространение рекламных кампаний привели к тому, что азартные игры стали более доступными, и это создало серьезные проблемы для больших слоев общества. Карпф отмечает, что увеличение зависимости от азартных игр — это не просто личная проблема, а общественный вопрос, который требует внимания. Если каждый может легко получить доступ к азартным играм, как это пособствует улучшению здоровья и общему благополучию населения? Вместо этого Сильвер делает акцент на индивидуализме и личных успехах, оставаясь на узком пути, ведущем к игнорированию социальных проблем. К моменту, когда читатель достигает финальных глав, становится очевидно, что Сильвер либо избегает спорных тем, либо не желает исследовать их достаточно глубоко. Необходимость обсуждать социальные последствия увеличения зависимости остаётся за кадром.
Более того, сам подход к азартным играм, как показано в книге, может вызвать недоумение у тех, кто не раз разделял успехи «игроков». Таким образом, несмотря на явные достоинства книги, остаётся множество нерешённых вопросов и недостатков. Критики подчеркивают, что могла бы быть написана гораздо более глубокая работа, осознающая сложность и многогранность таких тем. «На грани» — это книга, которая, несомненно, заслуживает внимания, но, возможно, она слишком сосредоточена на восхвалении «культуры реки», упуская из виду более важные аспекты риска как такового. Нейт Сильвер подошёл к захватывающей, но сложной теме с осторожностью и предобладанием индивидуального опыта, которые могут вызвать неоднозначные реакции читателей.
В итоге, произведение более демонстрирует его личные интересы, чем задает актуальные вопросы, требующие ответов в современном мире, где размеренность и ответственность играют ключевую роль.