В последние месяцы в Южной Азии наблюдается нарастающее внимание к вопросам межрелигиозной напряженности и насилия, что привлекает к себе внимание медиа и общественности. Недавние заявления Мохана Бхагвата, главы Раштрия свайямсевак сангх (RSS), стали центром общественного обсуждения. В своей ежегодной речи на праздник Виджая Дашами, который состоялся 13 октября 2024 года, Бхагват призвал индийских хинду объединиться и извлечь уроки из насилия, произошедшего в Бангладеш. Бхагват подчеркнул, что неопределенность и слабость способствуют возникновению насилия. "Быть неорганизованным и слабым — это словно приглашать негодяев к безразличию к вашему существованию," — заявил он.
Это заявление, несомненно, стало откликом на прошлые события, когда индийские хинду стали жертвами насилия в Бангладеш, где они сталкиваются с систематическим преследованием и ограничением прав. В результате этого, хинду в Бангладеш были сведены к меньшинству, и Бхагват призвал к помощи со стороны индийского правительства и глобального хиндуистского сообщества. Речь Бхагвата вызвала значительные общественные дебаты. Он подчеркнул, что необходимо создать организованное общество для предотвращения таких инцидентов и защиты прав хинду. Бхагват предостерег от насилия и фанатизма, призвав к "демократическим способам выражения недовольства".
"Участие в насилии и создание страха — это хулиганство," — заявил он, подчеркивая важность соблюдения законности и этических норм. Однако подобные заявления не остаются без внимания со стороны критиков. Некоторые аналитики считают, что речь Бхагвата может быть воспринята как подстрекательство к разжиганию межрелигиозной ненависти. Их опасения относительно ухудшения ситуации с правами меньшинств могут быть вполне оправданы, учитывая историю конфликтов и межрелигиозных беспорядков в регионе. Таким образом, подобные призывы к объединению могут вызывать разделение между различными религиозными общинами, а не способствовать единству.
Фраза Бхагвата о том, что "даже бог не заботится о слабых", отражает его идеологию, основанную на необходимости защиты и силы. Он подчеркивает, что каждый обязан внести вклад в создание сильного и стабильного общества. Основная идея его заявления заключается в том, что необходимо осознание собственной силы и единства, чтобы избежать повторения ситуации, произошедшей в Бангладеш. Бхагват также затронул тему "глубокого государства", "вокизма" и "культурного марксизма", которые, по его мнению, являются угрозой для культурных традиций Индии. Он обвинил эти движения в том, что они разрушают ценности и традиции, которые веками служили основой для индийского общества.
Предложение о создании национального нарратива против этих элементов может вызвать интересно ответные реакции, как со стороны сторонников, так и противников. Важной частью его речи стала необходимость солидарности среди индийских хинду и помощи хинду в Бангладеш, что вновь поднимает вопрос о международной ответственности. Каковы будут конкретные шаги для оказания помощи этим общинам? Члены RSS могут рассмотреть возможность создания программ поддержки для хинду в Бангладеш, однако потребуется специфическая помощь со стороны индийского правительства, чтобы решить эти проблемы на международной арене. Социальная стабильность и внутренние конфликты в таких странах, как Бангладеш и Индия, имеют глубокие корни и требуют комплексного подхода. Важно не только говорить о необходимости единства и силы, но и работать над устранением причин насилия и предвзятости между различными религиозными группами.
Нужны усилия по созданию диалога между разными общинами, чтобы обеспечить более мирное сосуществование. В заключение, заявления Мохана Бхагвата подчеркивают настоятельную необходимость в защите прав и интересов хинду, как в Индии, так и за ее пределами. Тем не менее, чтобы эти призывы не привели к дальнейшему разжиганию ненависти и насилия, крайне важно сосредоточиться на диалоге, сотрудничестве и уважении прав всех меньшинств. Вопросы и вызовы, стоящие перед обществом, требуют обдуманных и конструктивных решений, а не подстрекательства к насилию и ненависти.