Фашизм на блокчейне? Искусство в эпоху NFT В последние годы мир цифровых технологий переживает настоящий бум, связанный с развитием блокчейн-технологий и невзаимозаменяемых токенов (NFT). Эти инновации не только изменили способ создания и продажи искусства, но и породили новые философские и этические вопросы, касающиеся роли искусства в современном обществе. Среди них вырисовывается тревожная тема — возможно ли сопоставление некоторых аспектов современного цифрового искусства с идеями, характерными для фашизма? Давайте разберемся. С момента появления концепции NFT, мир искусства начал переживать коренные изменения. Художники могут не только продавать свои произведения на больших платформах, минуя галереи и аукционные дома, но и контролировать их последующие продажи, получая роялти.
Однако на этом фоне возникают и негативные стороны использования блокчейна для торговли искусством. Один из самых резких и противоречивых вопросов заключается в том, как мы определяем ценность искусства и кто контролирует эту ценность. Фашизм, как идеология, несет в себе идеи о национализме, авторитаризме и целостности культуры. И хотя эти идеи не прямо связаны с миром современного искусства, некоторые их элементы могут быть замечены в контексте недавно принятых трендов. Например, фокусировка на эксклюзивности и уникальности произведений искусства через NFT отчасти перекликается с фашистскими идеями «чистоты» и «достаточности» культурной продукции.
Искусство в эпоху NFT становится не просто средством самовыражения, но и инструментом, с помощью которого можно проявить социальный статус, привилегии и силу. В этой цифровой реальности особое место занимает вопрос авторских прав. Производя уникальные цифровые произведения, художники становятся не только носителем идей, но и защитниками своей интеллектуальной собственности. Однако механизмы, стоящие за блокчейном и NFT, могут быть использованы не только для защиты. Кто контролирует платформы и их алгоритмы? В руках крупных корпораций сосредоточены возможности управления контентом и его видимостью, что создает новую форму цифрового авторитаризма.
Не менее важным является и вопрос доступности искусства. В то время как индивидуальные коллекционеры могут приобретать уникальные цифровые произведения за астрономические суммы, большая часть аудитории остается в стороне. Искусство, которое когда-то служило для объединения людей и провокации размышлений, теперь становится предметом спекулятивной экономики. Блокчейн обещает демократизацию процесса, но на практике это происходит не всегда. Возможность доступа к NFT и их ценность зачастую зависят от уровня финансовых ресурсов покупателя, что ведет к усилению социального неравенства.
Несмотря на все эти негодования, есть и положительные стороны использования блокчейн-технологий в искусстве. Они предоставляют платформу для голосов, которые ранее не имели возможности быть услышанными. Художники из маргинализованных групп, такие как представители ЛГБТК+ сообщества или этнических меньшинств, могут использовать NFT для того, чтобы донести свои идеи до широкой аудитории. Блокчейн как технология может обеспечить прозрачность и неподкупность, что открывает новые возможности для художников, желающих изменить творческую и социальную динамику. Таким образом, кажется, что речь идет о своеобразной борьбе между традиционными романтическими представлениями об искусстве и современными реалиями.
Искусство все еще может выполнять свои просветительские функции, привлекать внимание к проблемам общества и поляризовать мнения, но в условиях блокчейн-экономики оно также может превратиться в валюту, используемую для манипуляций и контроля. Рассматривая различные аспекты фашизма и его отношение к культуре, можно заметить, как некоторые из его черт нашли свое отражение в современном искусстве на блокчейне. Однако творчество и самовыражение остаются важными аспектами человеческого существования, и каждое новое поколение художников имеет возможность создать свой собственный уникальный контекст. В то время как некоторые элементы NFT и блокчейна могут напоминать о темных тенях прошлого, важно помнить, что инновации сами по себе не являются ни хорошими, ни плохими. Это инструмент, который может быть использован как для достоинств, так и для пороков.