В последние годы криптовалюты и цифровые активы становятся всё более популярными по всему миру. Некоторые государства даже принимают их в качестве законного платежного средства. В связи с этим у мусульман, которые активно следуют исламским принципам, возникает важный вопрос: является ли криптовалюта халяль (разрешенной) или харам (запрещенной) в Исламе? Проблема о том, являются ли криптовалюты халяль, остается актуальной и вызывает много споров среди исламских ученых. На данный момент нет единого мнения по этому вопросу, и с каждым годом всё больше информации появляется в области исламского финансирования и технологий. Некоторые исследователи подчеркивают, что основные характеристики криптовалют, такие как децентрализованная природа и отсутствие традиционных финансовых посредников, могут вступать в противоречие с устоявшимися исламскими нормами.
К примеру, многие ученые указывают на то, что криптовалюты не являются законным платежным средством и лишены государственной поддержки, что делает их неправомерными с точки зрения Ислама. Ну вот, например, известный исламский ученый Муфти Мухаммад Таки Усуми заявил: «Валюты изначально служат средством обмена, а превращение их в торговый товар для получения прибыли противоречит философии исламской экономики». Он также добавил, что криптовалюта является всего лишь «воображаемым числом», которое получается через сложные математические процессы и используется в незаконных или недозволенных операциях. Тем не менее, даже среди ученых есть те, кто считает, что все криптовалюты не следует автоматически объявлять харам. Например, Ракан Каяли, основатель Practical Islamic Finance, утверждает, что каждую криптовалюту следует рассматривать индивидуально.
По его словам, риск и волатильность не делают инвестиции мгновенно похожими на азартные игры, что является запрещенным в Исламе. Существует также мнение, что криптовалюты могут считаться «маль» (богатством) в соответствии с исламским правом, так как они обладают ценностью и могут обмениваться. В статье, написанной муфтием Фаразом Адамом, подчеркивается, что криптовалюты — это просто проверенные записи в блокчейне, которые облагаются ценностью сами по себе. Эта сложная и многогранная тема имеет разные стороны. В то время как одни ученые считают, что криптобиржевые операции, связанные с краткосрочной торговлей, могут противоречить принципам исламских финансов, другие утверждают, что долгосрочные инвестиции в соответствующие криптоактивы могут считаться допустимыми.
На вопрос о том, законны ли операции с криптовалютами, многие эксперты утверждают, что спотовая торговля, которая включает в себя немедленный обмен валют, допустима при соблюдении принципов избегания риба (интерес) и обеспечения немедленного расчета. Это также распространяется на спотовую торговлю криптовалютами. Что касается фьючерсной торговли, то здесь картина менее ясна. Как утверждает Каяли, в рамках типичного криптовалютного фьючерсного контракта перед каждой стороной стоит обязательство продать или купить актив в определенный срок, что может привести к образованию долгов и, следовательно, к интересу. Это делает фьючерсную торговлю несовместимой с исламскими принципами.
Проблема становится ещё более интересной, когда речь идет о стейкинге и майнинге криптовалют. Стейкинг, заключающийся в блокировке активов для получения процентов, может быть как халяль, так и харам, в зависимости от целей. Если на платформе, использующей стейкнутые активы, кредиты выдаются другим пользователям, это будет считаться харам. Однако если стейкинг использован для безопасности платформы, это будет допустимо. Майнинг криптовалюты, с другой стороны, также стал темой обсуждений.
Он включает в себя действования по подтверждению транзакций и генерации новых блоков. Некоторые ученые, такие как Ибрагим Хан, утверждают, что эта деятельность имеет свои преимущества с точки зрения обеспечения целостности блокчейна. Процесс майнинга также требует значительных вычислительных ресурсов, что делает его менее похожим на азартные игры, чем может показаться на первый взгляд. Текущая ситуация с биткойном также вызывает интерес. Кодекс ислама рассматривает биткойн как допустимую форму валюты, поскольку он был принят некоторыми странами.
Исламский совет Фихха в Северной Америке заявляет, что «биткойны в основном являются халяль». Однако, несмотря на это, существует необходимость в дальнейших исследованиях конкретных криптовалют и их проектов, поскольку даже в этой системе могут оказаться менее целесообразные активы. С программой Ethereum ситуация еще более сложная, так как она предназначена не только для обмена, но и для создания децентрализованных приложений. Некоторые приложения могут использоваться в неэтичном контексте, однако сама платформа, если она используется в соответствии с исламскими принципами, может считаться халяль. Таким образом, вопрос о том, являются ли криптовалюты халяль или харам, продолжает оставаться открытым.
С увеличением интереса к цифровым активам все больше экспертов начинают склоняться к мнению о их допустимости, но каждый проект следует оценивать индивидуально. Простым пользователям рекомендуется внимательно ознакомиться с принципами исламского финансирования и действующими нормами, прежде чем принимать решения о своих инвестициях в криптовалюты. В ближайшие годы, возможно, появятся новые исследования и мнения, которые еще больше прояснят эту запутанную, но крайне актуальную тему в современном исламском финансировании.